При изучении процесса катодной деполяризации с использованием как гидрогеназположительных, так и гидрогеназотрицательных сульфатредуцирующих бактерий установлено, что скорость коррозии металла зависит от содержания железа в среде. В средах с минимальным содержанием железа образовывались сульфидные пленки, хорошо защищающие металл. При повышенном содержании железа, достаточном для связывания всего образуемого бактериями сероводорода, на поверхности металла откладывался рыхлый и объемистый осадок сульфида железа и начиналась бурная катодная деполяризация. Такая картина наблюдалась даже для Desulfatomaculum orientis, штамм Singapore, не вызывающего катодной деполяризации в обычных условиях культивирования. Как выяснилось, при внесении химически полученного сульфида в стерильную среду происходит катодная деполяризация, а внесение этого соединения в среду с Desulfovibrio desulfuricans ускоряет процесс коррозии стали. Аналогичное действие оказывает сульфид железа на катодную деполяризацию алюминия. При внесении в среду сульфида железа в 3 раза ускорялась коррозия алюминия под действием Dtm. orientis, штамм Singapore, не обладающего гидрогеназной активностью.
На основании полученных данных предложена гипотеза о существовании другого механизма катодной деполяризации. При высоком содержании сульфида железа в среде возникает гальваническая пара сульфид железа— железо, в которой первый выступает как катод, а железо подвергается коррозионному разрушению, т. е. является анодом.
Микробиологическая коррозия алюминиевых сплавов привлекла внимание специалистов в связи с широким применением этих материалов в авиации. Наличию микроорганизмов и, в частности, сульфатредуцирующих бактерий в алюминиевых баках для горючего не придавали должного значения до тех пор, пока не установили, что образование густой грязи на дне корродированных бензобаков является результатом деятельности микроорганизмов, среди которых чаще всего встречались сульфатредуцирующие бактерии в ассоциации с грибами, представителями псевдомонад, тионовыми бактериями.
В связи с этим борьба с микробиологической коррозией и микробным загрязнением авиационных алюминиевых бензобаков за последние десятилетия превратилась в проблему военного и промышленного значения.

Перейти наверх