Морские древоточцы и обрастатели, повреждая древесину, эксплуатируемую в Норвежских водах, наносят значительный экономический ущерб. Тем не менее данных о сравнительной эффективности используемых здесь средств защиты пока недостаточно. Известна лишь одна работа, выполненная в водах западного побережья Норвегии. В ней дается оценка ингибирующих и защитных свойств 16 лакокрасочных покрытий, которые наносили кистью на экспериментальные образцы древесины, а также оценка биостойкости 24 пород древесины, пропитанной креозотом. Хотя в работе и сообщается о том, что защита древесины креозотом эффективна против древоточцев, но в ней не приводится сведений о методике пропитки древесины и о поглощении креозота.
Чтобы ликвидировать этот пробел в информации в 1977—1978 гг. были проведены исследования в Трондхейм-фиорде с целью определения эффективности креозота и болидена — широко применяемых средств защиты древесины от морских древоточцев и обрастателей. В статье приводятся только предварительные оценки эффективности этих средств защиты.
Панели древесины сосны (300 X 150 X 50 мм) пропитывали креозотом и болиденом в автоклаве под давлением. Поглощение креозота доводили до 220 кг/м3, болидена — до 6—7 кг солей на 1 м3 древесины (болиден представляет собой смесь, содержащую 14,8% CuO, 34% As2O5, 26,6% CrO3 и 24,6% H2O, применяли 2%-ный раствор). Креозотом и болиденом пропитывали по 5 экспериментальных панелей, 5 панелей (контрольные) не обрабатывали. Все 15 панелей погружали в морскую воду. Исследования проводили на трех станциях: биологической(1), в порту Трондхейм(2) и в Борген-фиорде(3).
На биологической станции панели подвешивали с пирса горизонтально. Поскольку на станциях 2 и 3 не было подходящих сооружений, то панели с помощью нейлонового троса (диаметром 1 см) закрепляли в виде «трапа». В каждой панели проделывали отверстия, через которые пропускали трос; панели помещали на расстоянии 20 см друг от друга. С одной стороны трап прикрепляли к цементному грузилу, опущенному на дно, с другой — к бую (диаметром 15 см), позволяющему удерживать трап в вертикальном положении. К бую на четырехметровом тросе привязывали красный поплавок, позволяющий найти местоположение экспериментальных панелей. Система тросов с экспериментальными панелями была устроена таким образом, что когда бетонное грузило спускали на дно, буек должен был Находиться чуть ниже уровня малой воды.

Перейти наверх